ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СОВЕТА (ЕС) 2022/382 ОТ 4 МАРТА 2022 ГОДА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ
МАССОВОГО ПРИТОКА ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ ИЗ УКРАИНЫ ПО СМЫСЛУ СТ. 5 ДИРЕКТИВЫ 2001/55/EC
И ДАЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВРЕМЕННОЙ ЗАЩИТЫ
1) Дата: лица, перемещенные 24.02.2022 или после; призыв применять также к лицам, которые
бежали незадолго до 24.02.2022 из-за эскалации напряженности или оказались на территории ЕС
(отпуск, работа) незадолго до 24.02.2022 и не могут вернуться в Украину
2) Временная защита касается: граждан Украины; граждан третьих стран, кроме Украины – статус
беженца или эквивалентная защита; сохранение единства семьи (супруг или партнер, если
законодательство или практика государства-члена рассматривает такие отношения сравнимо с
браком; несовершеннолетние дети; другие близкие родственники, которые проживают вместе и
полностью или частично зависят от лица) – во время проживания и проживания в Украине; лиц без
гражданства и граждан третьих стран, кроме Украины – законное проживание в Украине до 24.02.
2022 – действительный вид на жительство, отсутствие возможности возвращения в страну
происхождения (применение этого Решения или другой защиты, предусмотренной национальным
законодательством – решается государствами-членами), такие лица обязаны подать
соответствующие документы в компетентные органы государства-члена, в случае отсутствия
документов, передача соответствующей процедуры государствами-членами; все другие лица без
гражданства или граждане третьих стран, кроме Украины, которые легально проживали в Украине и
не могут вернуться в страну происхождения (например. возможность для государств-членов
распространить на других лиц, если они являются перемещенными лицами по тем же причинам и из
той же страны или региона – уведомляется Совету и Комиссии
3) соглашение государств-членов в декларации о неприменении статьи 11 Директивы 2001/55/EC:
касается возвращения лица, пользующегося временной защитой, на территорию соответствующего
государства-члена, если оно остается или пытается попасть на территорию другого государства без
разрешения в течение периода, установленного в решении Совета.
4) Сокращение формальностей – снижение риска перегрузки систем предоставления убежища;
граждане Украины, как безвизовые путешественники, после въезда в ЕС имеют право свободно
перемещаться в пределах ЕС в течение 90 дней – по выбору государства-члена ЕС, где они хотят
реализовать свои права на временную защиту; как только государство-член ЕС выдает вид на
жительство (юридическое определение согласно Директиве 2001/55/EC: любое разрешение или
разрешение, выданное властями государства-члена ЕС, на основании которого гражданин
государства-члена ЕС или лицо без гражданства может проживать на его территории) бенефициар
временной защиты имеет право передвигаться по территории ЕС в течение 90 дней в течение
периода в 180 дней, пользуется правами, вытекающими из временной защиты, только в государстве-
члене ЕС, предоставившем вид на жительство, без ущерба для возможности выдачи вида на
жительство лицам, пользующимся временной защитой в соответствии с настоящим Решением
5) внедрение решений в государствах-членах: Решения могут быть более благоприятными, чем в
Директиве 2001/55/EU, но не менее благоприятными
6) продолжительность временной защиты: первоначально 1 год; если она не прекращена в любое
время, то по решению Совета, принятому квалифицированным большинством голосов по
предложению Комиссии, которое учитывает любое предложение государств-членов Совету,
автоматически на последующие периоды по 6 месяцев максимум на 1 год; Комиссия должна
постоянно следить за ситуацией и может в любое время предложить Совету прекратить или
продлить временную защиту максимум на 1 год.
ДИРЕКТИВА СОВЕТА 2001/55/EC ОТ 20 ИЮЛЯ 2001 ГОДА О МИНИМАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ЗАЩИТЫ В СЛУЧАЕ МАССОВОГО ПРИТОКА ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ И О
МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БАЛАНСА УСИЛИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ В ПРИЕМЕ ТАКИХ
ЛИЦ И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
установление правил: необходимость установить правила доступа к процедурам предоставления
убежища в контексте временной защиты (необходимость обеспечить возможность подачи заявления
о предоставлении убежища в любое время – в частности, в государстве-члене ЕС, которое приняло
данное лицо на свою территорию), а также регламентировать процедуры возвращения в страну
происхождения и меры в отношении лиц, чья временная защита истекла
механизм солидарности: национальный контактный центр в государствах-членах (адрес
сообщается государствам-членам и Комиссии) для предоставления на регулярной основе и как
можно быстрее данных о количестве лиц, пользующихся временной защитой, и полной информации
о законах, правилах и административных положениях, относящихся к временной защите
Документы: государства-члены должны принять необходимые меры для предоставления лицам,
пользующимся временной защитой, вида на жительство, охватывающего весь период временной
защиты – соответствующие документы или другие эквивалентные доказательства
Визы: государства-члены должны обеспечить, чтобы, при необходимости, все лица, которые будут
допущены на их территорию, могли получить необходимые визы, включая транзитные визы – сведя
формальности к минимуму.
Данные: Регистр данных лиц, пользующихся временной защитой
Члены семьи: воссоединившиеся члены семьи (воссоединение, когда спонсор пользуется
временной защитой в одном государстве-члене ЕС, а один или несколько членов семьи еще не
находятся ни в одном государстве-члене ЕС) получают соответствующие документы или другие
эквивалентные доказательства
Добровольное возвращение: государства-члены принимают необходимые меры для того, чтобы
лица, пользующиеся временной защитой (и чья временная защита закончилась), могли добровольно
вернуться – полное информирование о фактах; благоприятное рассмотрение просьб о реадмиссии в
страну, где лица пользовались временной защитой и осуществили свое право на добровольное
возвращение, с учетом условий в стране происхождения.
переход из одного государства-члена в другое: обязательства по виду на жительство и временной
защите заканчиваются и переходят к новому государству-члену
применение Директивы в государствах-членах: отчет о применении Директивы в государствах-
членах не реже одного раза в 5 лет